Золотые ступени «Лестницы» преподобного Иоанна. Часть 1

Иоанна Лествичника Уважаемые читатели! О безумной гордости Гордость есть отвержение Бога, бесовское изобретение, презрение человеков, матерь осуждения, исчадие похвал, знак бесплодия души, отгнание помощи Божией, предтеча умоисступления, виновница падений, причина беснования, источник гнева, дверь лицемерия, твердыня бесов, грехов хранилище, причина немилосердия, неведение сострадания, жестокий истязатель, бесчеловечный судья, противница Богу, корень хулы. Превозносись только теми добродетелями, которые ты совершил прежде рождения твоего; а те, которые ты исполнил после рождения, даровал тебе Бог, как и самое рождение. Какие ты исправлял добродетели без помощи ума, те только и твои; потому что Бог даровал тебе и сам ум. Какие подвиги показал ты без тела, те только и отнеси к своему тщанию; ибо и тело не твое, а творение Божие. Первая цифра обозначает Слово, вторая — отделение сего Слова.

Преподобный Иоанн Лествичник (2)

Синайского монастыря, автор классического произведения визант. Житие Основным источником сведений о жизни И. В Житии содержится немного фактических данных, поскольку оно является не столько жизнеописанием, сколько панегириком. Некоторые сведения об И. Менее надежные сведения об И. Из замечания следует, что И.

Предисловие Книги Сей, именуемой Скрижали Духовные. Всем, поспешающим написать имена свои в книге жизни на небесах, настоящая книга показывает превосходнейший путь. Шествуя сим путем, увидим, что она непогрешительно руководит последующих ее указаниям, сохраняет их неуязвленными от всякого претыкания, и представляет нам лествицу утвержденную, возводящую от земного во святая святых, на вершине которой утверждается Бог любви. Сию, думаю, лествицу видел и Иаков, запинатель страстей, когда покоился на подвижническом ложе.

Но взойдем, умоляю вас, с усердием и верою, на сей умственный и небошественный восход, начало которого - отречение от земного, а конец - Бог любви. Преподобный отец премудро рассудил, устроивши для нас восхождение, равночисленное возрасту Господнему по плоти; ибо в возрасте тридцати лет Господнего совершеннолетия гадательно изобразил лествицу, состоящую из тридцати степеней духовного совершенства, по которой достигши полноты возраста Господня, мы явимся поистине праведными и непреклоняемыми к падению.

А кто не достиг сей меры возраста, тот еще младенец, и по точному свидетельству сердца окажется несовершенным. Мы признали за нужное прежде всего поместить в этой книге житие преподобного премудрого отца, чтобы читатели, взирая на его подвиги, удобнее поверили его учению. Краткое описание жития аввы Иоанна, игумена святой горы Синайской, прозванного схоластиком [1] поистине святого отца.

Составленное монахом Раифским Даниилом, мужем честным и добродетельным.

Если ваш обозреватель"в целях безопасности ограничил отображение активного содержимого", то имейте в виду следующее: Элементы здесь не используются, а нужен только для навигации по страницам книжки. Вы можете"Разрешить запуск активного содержимого этим файлом", если щелкните там, где обозреватель рекомендует.

СЛОВО 26 О рассуждении помыслов и страстей, и добродетелей Рассуждение в новоначальных есть истинное познание своего устроение душевного; в средних оно есть умное чувство, которое непогрешительно различает истинно доброе от естественного, и от того, что противно доброму; в совершенных же рассуждение есть находящийся в них духовный разум, дарованный Божественным просвещением, который светильником своим может просвещать и то, что есть темного в душах других.

Или же, рассуждение в общем смысле в том состоит и познается, чтобы точно и верно постигать божественную волю во всякое время, во всяком месте и во всякой вещи. Оно находится в одних только чистых сердцем, телом и устами. Кто благочестно низложил первые три из главных страстей [1] , тот низложил вместе и пять последних [2] ; но кто нерадит о низложении первых, тот ни одной не победит.

Рассуждение есть совесть неоскверненная и чистое чувство [3]. Никто по неразумию своему да не впадет в неверие, видя или слыша в монашеской жизни бывающее выше естества; ибо где Бог, превысший естества, являет Свое присутствие, там много бывает вышеестественного.

Иоанн Лествичник

Архимандрит Тихон Агриков Преподобный Иоанн Лествичник как представитель восточного аскетизма Сочинение кандидата богословия иеромонаха Тихона Агрикова , написанное им в году по кафедре патрологии Московской Духовной Академии, печатается впервые по рукописям, хранящимся в архиве МДА. Введение Священное Писание и творения святых отцов, как неисчерпаемые духовные источники животворной Божественной правды, открывают нам крестные и самоотверженные подвиги святых людей — людей Божиих, которые показали и оправдали своею высокою жизнью действительную и необходимую для каждого верующего в Бога борьбу со грехом.

Сам Господь наш Иисус Христос боролся с грехом, неправдою и расстройством человеческой природы и показал истинный, самоотверженный, даже до смерти, смерти же крестной ср.:

Эти восемь главных страстей по учению преподобного Иоанна Лествичника служат удовлетворению греховных потребностей людей. По ней восходят люди. Господь протягивает к ним руки. Но на каждой из тридцати ступеней людей ждут испытания. Согласно святым отцам Церкви, за каждой страстью стоит бес, зависимость от которой делает человека пленником того или иного порока. Больше всего людей мучают их страсти и грехи. Если страсть завладеет человеком, она лишает его спасения, мучает, делает рабом порока.

Преподобный Иоанн Лествичник писал: Пост есть насилие естества. Отвержение всего, что услаждает вкус. Погашение телесного разжжения, истребление лукавых помышлений. Освобождение от скверных сновидений, чистота молитвы, светило души, хранение ума, истребление сердечной бесчувственности, дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение, удержание многословия, причина безмолвия, страж послушания, облегчения сна, здравие тела, виновник бесстрастия, разрешение грехов, врата рая и небесное наслаждение.

. - это Лекции, Методички, и много других полезных для учебы материалов

Агриков Тихон Степень О малодушной боязливости Враг человеческого рода всякими путями стремится препятствовать подвижнику в делах добродетели и духовного совершенствования. И особенно, нужно сказать, нетерпим и страшен ему бодренный и молитвенный подвижник.

Иоанн Лествичник [36] Уже в предисловии Иоанн Лествичник сразу же приводит канву трактата, выступить против которого практически было не возможно. Шествуя сим путем, увидим, что она непогрешительно руководит последующих ее указаниям, сохраняет их неуязвленными от всякого претыкания, и представляет нам лествицу утвержденную, возводящую от земного во святая святых, на вершине которой утверждается Бог любви.

Сию, думаю, лествицу видел и Иаков, зачинатель страстей, когда покоился на подвижническом ложе. Лествичник искусно вставляет пассаж, который предопределяет любую прямую атаку на свое произведение. Так, это поистине тебе и твоей священной душе свойственно просить поучительного слова и наставления у нас, необученных и невежественных делом и словом; ибо она привыкла всегда показывать нам в себе образец смиренномудрия. Впрочем скажу и я теперь, что если бы мы не боялись впасть в великую беду отвержением от себя святого ига послушания, матери всех добродетелей, то и не дерзнули бы безрассудно на предприятие, превосходящее нашу силу.

Тебе, дивный отче, следовало бы, спрашивая о таких предметах, научаться от мужей, хорошо познавших это; ибо мы находимся еще в разряде учащихся. Но как богоносные отцы наши и тайноучители истинного познания определяют, что послушание есть несомненная покорность повелевающим и в тех делах, которые превышают нашу силу: Данный тезис согласуется и с откровением Ансельма Кентерберийского [41].

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА

Полный текст известного церковного толкования. В простой и доступной форме разъясняются непонятные места в Евангелии и разрешаются кажущиеся противоречия. Приобщение к церковному пониманию Евангелия принесет читателю несомненную пользу. При размещении на других сайтах просим ставить ссылку на данную библиотеку.

Иоанн Синайский в своей знаменитой"Лествице" говорит о смехе 18 раз. Больше всего о смехе говориться в слове, посвященному покаянному радостотворному плачу. Кроме покаянного контекста, смех также рассматривается в связи со страстями многословия, лжи, чревоугодия, окамененного нечувствия, ленности, тщеславия, блуда. Покаянный плач пред Богом о своих грехах — это добродетель, очищающая, обновляющая, исцеляющая, просвещающая человека, приводящая его к блаженной духовной радости о Христе.

Смех и смехотворство — грехи, противоположные смирению, покаянному плачу и духовной радости, ведущие человека к самооправданию, забвению своих грехов, осуждению ближних, безрасудству, блуду и вечной погибели. Лествичник четко различает и противопоставляет благодатный добродетельный спасительный духовный смех радость и безблагодатный, греховный, гибельный, плотской смех.

Где был у них пребывающих в подвиге покаяння — Т. Они даже не знали, существует ли гнев у людей, потому что плач совершенно угасил в них всякую гневливость Слово О попечительном и действительном покаянии и также о житии святых осужденников, и о темнице. Достигши плача, всею силою храни его; ибо прежде совершенного усвоения, он весьма легко теряется; и как воск тает от огня, так и он легко истребляется от молвы, попечений телесных и наслаждения, в особенности же от многословия и смехотворства.

Если ничто так не согласно со смиренномудрием, как плач; то без сомнения ничто столько не противится ему, как смех. Кто пребывает во всегдашнем плаче по Богу, тот не перестает ежедневно духовно праздновать; а кто всегда празднует телесно, того ожидает вечный плач.

Аскетика. ТомСтепень 21. О малодушной боязливости

Последнее поступление - 18 Июня,О рассуждении помыслов и страстей, и добродетелей. Рассуждение в новоначальных есть истинное познание своего устроение душевного; в средних оно есть умное чувство, которое непогрешительно различает истинно доброе от естественного, и от того, что противно доброму; в совершенных же рассуждение есть находящийся в них духовный разум, дарованный Божественным просвещением, который светильником своим может просвещать и то, что есть темного в душах других.

Или же, рассуждение в общем смысле в том состоит и познается, чтобы точно и верно постигать божественную волю во всякое время, во всяком месте и во всякой вещи. Оно находится в одних только чистых сердцем, телом и устами. Кто благочестно низложил первые три из главных страстей [87], тот низложил вместе и пять последних [88]; но кто нерадит о низложении первых, тот ни одной не победит.

О Боге и вере: Посвящай начатки дня твоего Господу; ибо кому прежде отдашь их, того они и будут. Иное есть промысл Божий; иное — Божия помощь; иное — хранение; иное — милость Божия; и иное — утешение. Промысл Божий простирается на всякую тварь. Помощь Божия подается только верным. Хранение Божие бывает над такими верными, которые поистине верны. Милости Божией сподобляются работающие Богу; а утешения — любящие Его.

Тех мест, которые подают тебе случай к падению, убегай как бича; ибо когда мы не видим запрещенного плода, то не так сильно его и желаем. Прежде падения нашего бесы представляют нам Бога человеколюбивым, а после падения жестоким. Не думай, что ты по причине воздержания пасть не можешь; ибо некто, и ничего не вкушавший, был свержен с неба.

Иногда воспитание бывает причиною крайних зол, а иногда худое сообщество; но часто и собственное развращение души достаточно ей к погибели.

Греховные страсти и борьба с ними (по""Лествице"")

Здравствуй о Господе, честнейший отче! Ответ Иоанн Иоанну желает радоваться. Получил я, воистину достойное высокого и бесстрастного жития твоего и чистогои смиренного твоего сердца, посланное товою к нам, нищим и убогим в добродетелях, честное твое писание, или, лучше сказать, заповедь и повеление, превосходящее нашу крепость. Так, это поистине тебе и твоей священной душе свойственно просить поучительного слова и наставления у нас, необученных и невежественных делом и словом; ибо она привыкла всегда показывать нам в себе образец смиренномудрия.

История создания[ править править вики-текст ] Написана в конце века по просьбе Иоанна, игумена Раифского монастыря [2]: Сочинение относится к разряду аскетической литературы. Димитрий Ростовский так характеризует сочинение Иоанна: Редкую мысль высказывает Лествичник без того, чтобы не осветить её прямым или косвенным указанием на святое Писание. Преподобный отец премудро рассудил, устроивши для нас восхождение, равночисленное возрасту Господнему по плоти; ибо в возрасте тридцати лет Господнего совершеннолетия гадательно изобразил лествицу, состоящую из тридцати степеней духовного совершенства, по которой достигши полноты возраста Господня, мы явимся поистине праведными и непреклоняемыми к падению.

Путь к совершенству. Лествица Иоанна

О малодушной боязливости, или страховании. Если ты с другими или в общежитии проходишь подвиг добродетелей, то боязливость не очень будет на тебя нападать: Боязливость есть младенчественный нрав в старой тщеславной душе. Боязливость есть уклонение от веры, в ожидании нечаянных бед. Страх есть предвоображаемая беда; или иначе, страх есть трепетное чувство сердца, тревожимое и сетующее от представления неведомых злоключений.

Страх есть лишение твердой надежды.

А когда такой человек найдется, то он будет рад поделиться своим опытом с ищущим и передать ему свое духовное богатство. Надо искать живой пример. Святитель Игнатий Брянчанинов не рекомендует мирянам читать монашескую литературу, объясняя это тем, что мирянин может повредиться. Означает ли это, что мирянам не нужно брать пример с монахов вообще? То есть монахи должны брать пример с ангелов: А мирские должны насколько возможно подражать монахам в их любви к Богу и людям, в хранении своей совести чистой, в старании не терять из виду цель христианской жизни.

Но как же тяжело всё это делать, если перед глазами нет примера! Поэтому монахи, призванные Самим Богом быть таким примером, в высшей степени нужны людям, живущим в миру. Если монахи исчезнут из мира, из мира исчезнет Эта книга - не повод для оправданий, есть вещи В отношении монашества исполнение заповедания этого крайне необходимо! Может ли человек ошибиться, приняв свою радость от того, что начало ему открываться в христианстве, за призыв к жизни миротворческой?

Oб yнынии и лeнocти. Преподобный Иоанн Лествичник.

Жизнь вне страха не только возможна, а полностью доступна! Узнай как полностью избавиться от страха, кликни здесь!